24 июн. 2007 г.

Заявить о себе в Сети

Несомненно, что интернет сегодня – это самое глобальное средство коммуникации, не признающее границ и расстояний. Это не СМИ, в полном значении данного слова, тем не менее, каждый веб-сайт является средством распространения информации. Такая информация может нести коммерческий оттенок и, следовательно, вносить весомый вклад в развитие вашего бизнеса. Как показывает «западный» опыт, перспективы интернет-коммерции огромны, поэтому все, что происходит в Сети, все законы ее существования, все возможности ее использования, заслуживают понимания, пристального изучения и постоянного анализа происходящих изменений.

Интернет огромен. Если вы приходите на этот рынок продвигать свое предложение, то, скорее всего, вокруг вас уже существуют конкуренты. Классическая реклама здесь второстепенна. Тем не менее, шансы быть заметным, быть в первых рядах, всегда есть. И большинство из них тем или иным образом связано с Поисковыми системами (Яндекс, Рамблер, Гугл) и специальными каталогами, созданными для упорядочивания интернет-информации. Поисковая оптимизация, сопряженная с продвижением вашего сайта в этой системе, вынуждена соответствовать постоянно изменяющимся критериям поисковых машин. И, постепенно, всевозможные ухищрения с МЕТА-тегами, оптимизацией контента, купленными ссылками перестают действовать, ибо это, по большому счету, искусственный подход. Что впереди? Задача поисковых систем дать пользователю информацию, наиболее адекватную запросу. Алгоритмы, позволяющие это делать, становятся все более защищенными от искусственных накруток рейтингов. Значит, выход один – надо стать популярным по-настоящему.

Внешние ссылки как действующий критерий популярности

Интернет является гипертекстовой средой, и все передвижения по нему осуществляются путем ссылок или линков (от англ. link). Простое допущение о том, что случайный пользователь, который ходит по ссылкам и попадает с определенной вероятностью на ту или иную страницу, может стать критерием популярности этой страницы (и сайта в целом) легло в основу знаменитого алгоритма PageRank, впервые введенного в обиход поисковой системой Google для оценки популярности веб-ресурсов и их поискового ранжирования. Идея оказалась столь плодотворной, что в настоящее время по этому принципу высчитывается «глобальная ценность» каждой интернет-страницы, проходящей через любой поисковик.

За основу PageRank был выбран академический подход оценки важности публикации автора по числу ее упоминаний в библиографических ссылках других авторов. Однако учитывать только количество ссылок было бы недальновидно. Ссылками в Сети достаточно легко манипулировать (и, заметим, этим не преминули воспользоваться специалисты поисковой оптимизации). Именно поэтому, в алгоритм расчета цитируемости сайта были введены дополнительные параметры, призванные оценить «вес» каждой ссылки. В рамках самой обычной бытовой логики. Например, важна тематика сайта, который на вас ссылается (более «весомые» ссылки на медицинский сайт, к примеру, должны быть расположены на другом медицинском сайте) или популярность сайта, на котором находится ваша ссылка (чем более известны ваши друзья, тем более достойны быть узнаны и вы) и так далее. Такие меры ограничивают возможность искусственного накручивания цитируемости, однако не исключают возможности, например, прикупить себе ссылки на нужных сайтах.

От количества к качеству

Таким образом, несмотря на свою универсальность, принципы алгоритма PageRank плавно и необратимо эволюционируют в сторону учета все большего числа факторов. Разработчики Google заявляют, что сегодня они вынуждены при ранжировании учитывать более сотни разнообразных критериев, в том числе тексты ссылок и якорные тексты. Более того, именно эти параметры начинают выступать на передний план. То есть, давайте подчеркнем для себя тот факт, что новый, тематический, PageRank учитывает и содержание ресурсов и текст ссылок.

Технологии крупнейшей поисковой машины Рунета – Яндекса – также не стоят на месте. Разработчики постоянно вносят изменения в алгоритм ранжирования сайтов. В одном из недавних интервью технический директор компании "Яндекс" Илья Сегалович отметил, что поисковая машина использует не так много факторов, как думают оптимизаторы. Однако "вес" каждого параметра постоянно меняется. Если сегодня один фактор считается значимым, то это совсем не значит, что в будущем он сохранит свою ценность.

Тем не менее, как мы уже говорили, задача разработчиков поисковых систем использовать критерии, которые трудно «искусственно накрутить», но которые, при этом, дают хорошую релевантность документов в поисковой выдаче. Безусловно, ссылочное ранжирование, есть и будет одной из наиболее перспективных технологий. Однако алгоритмы расчетов продолжают меняться, держа в напряжении всех, кто тем или иным образом связан с интернет-коммерцией.

Статейный маркетинг

Итак, чтобы не зацикливаться на ссылках, попробуем посмотреть на рекламу вашего веб-ресурса в Сети немного шире. Как и для любого проекта в реале, в первую очередь важно «информационное сопровождение». Когда-то содержанию вашей страницы, контенту, придавалось повышенное внимание со стороны поисковых машин. Потом пошел явный перекос в сторону ссылок. Сейчас приоритеты снова смещаются в сторону содержания…и ОПЯТЬ ссылок (которые поисковой машине, заметим, гораздо проще подсчитать и оценить). Как на фоне этих тенденций добиться Топ-положения в рейтингах? Не секрет, что хорошее содержание веб-ресурса, богатое актуальной информацией, привлекает посетителей. Если данный контент (например, тематические статьи) «перепечатать» на других тематических сайтах по принципу: «мы вам текст, вы на нас ссылку», то одним этим действием будут убиты два-три зайца. Такой подход несет пользу и вам, и вашим друзьям, и поисковым машинам (точнее, их посетителям).

Подобное направление веб-продвижения получило название «статейный маркетинг» и, заметим, на Западе его уже ставят выше обычной поисковой оптимизации и простого обмена ссылками. Оптимально, когда ссылки на ваш ресурс включаются непосредственно в текст статьи. Для поисковых систем такие ссылки будут наиболее весомыми, поскольку не будут «наказываться» как взаимообменные ссылки или избыток внешних линков на странице. Для посетителей такие ссылки будут еще более важны, поскольку читатели заинтересованы в представленной в тексте информации и, если они после этого придут к вам на сайт, то составят самую что ни на есть целевую аудиторию. Даже если на страницах выдачи поисковой системы ваши «перепечатки» составят конкуренцию вашему сайту, все равно есть шансы, что посетители придут к вам по ссылкам после прочтения статьи. Особенно, если информация будет размещена в специальных рассылках или виртуальных СМИ.

Кроме всего прочего, если вы будете продвигать в сети новые на рынке товары и услуги, подобная реклама будет наиболее эффективной и информативной для потребителя.

Естественно, что статейный маркетинг требует к себе большего внимания, чем просто обмен ссылками. Во-первых, необходим хороший, качественный контент, способный привлечь читателей. Вам требуются профессионалы, способные продумать статейно-маркетинговую кампанию, написать тексты, правильно оформить ссылки и, наконец, правильно разместить их в Сети. Естественно, что все это потребует определенных вложений. Более того, все этапы работы с «чистыми» ссылками достаточно легко подлежат автоматизации, тогда как специальный инструментарий для работы со статейным маркетингом практически не представлен в Рунете.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что стратегически правильный подход к информационной роли статей с упоминанием вашей фирмы и ваших услуг способен принести весомые дивиденды вашему бизнесу. Так что стоит серьезно задуматься об этом, пока еще новом для российской интернет-коммерции, направлении продвижения в Сети. В ближайшее время также стоит ожидать и технической поддержки статейного маркетинга со стороны специалистов, разрабатывающих программное обеспечение для продвижения сайтов в Рунете. Так, один из лидеров в данной области, компания NetPromoter, уже заявила о том, что в течение месяца планирует выпустить специальный инструмент в составе полного комплекса программ кибермаркетинга Page Promoter Эксперт.

Ирина Евдокимова

Ярлыки: , , , , , ,